Этот секретный документ был разработан в 1996 г. Вкратце напомним, что он из себя представляет.

Во-первых, данный документ предписывает конкретизировать позицию Украины «в отношении бесперспективности идеи отделения или автономизации Закарпатья – на какой бы то ни было основе – культурной, этнической, а также административно-территориальной». Таким образом украинские власти решили застраховать себя от законного волеизъявления своих граждан – жителей Закарпатской области, 78 % которых (следует думать, не только этнических русинов) проголосовало в 1991 г. за придание краю статуса специальной самоуправляемой территории.

Во-вторых, согласно «Плану», необходимо «осуществить систему мероприятий, направленных на укрепление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины». Исходя из этого пункта отчетливо видно как признание недостаточной украинскости области, так и то, что для интеграции закарпатцев в общеукраинский контекст не хватило предыдущих четырёх с половиной послевоенных десятилетий. Конкретно, чтобы изменить ситуацию, авторы документа посягают на святое: язык и культуру. А для успешной реализации своих украинизаторских прожектов предусматривается «правильный» подбор кадров.

В-третьих, «План» обязывает компетентные инстанции «предотвратить проведение локальных референдумов с целью выявления «самоидентификации» украинцев Закарпатья» - под предлогом якобы «научной некорректности постановки такого вопроса в принципе». Опасение в результатах таких референдумов вызывает бытование в крае «живой традиции древнего самоназвания «русин», что, по мнению антирусинских мудрецов, «может повлиять на результаты такого опроса и дальнейшую политическую интерпретацию его последствий». После долгих лет вытравливания у русинов традиционной этнонимии процитированный абзац «Плана» выглядит циничным откровением (несомненно, его составители не стремились к смягчению или отточке формулировок: документ не предназначался для посторонних глаз и случайно попал в поле зрения широкой общественности). В остальных пунктах предписывается создание «постоянной межведомственной группы по координации изучения проблем русинства», внесение «необходимых уточнений» в проекты Перечней национальностей и языков Украины, осуществление «научных разработок с последующим широким объяснением этнических, лингвистических, культурологических и политических аспектов истории украинцев-русинов Закарпатья как составной части истории украинского этноса», проведение «системы мероприятий по идеологической, материальной, кадровой и культурной поддержке украинских общин Восточной Словакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши», а также увеличение материалов о Закарпатье в СМИ («акцентируя внимание на том, что этот регион являет извечной украинской землей, а местные украинцы – неотъемлемой составной частью украинской нации»). Специальный пункт «Плана» напоминает закарпатским органам местного самоуправления об их полномочиях, которые, следует думать, в вопросах украинизации региона нужно использовать на полную катушку. Заключает этот текст на нескольких страницах далеко идущее предписание осуществлять «предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами» русинского движения. Примечательно, что, если срок реализации ряда пунктов датирован ближайшими к моменту подготовки бумаги 1996 и 1997 гг., то рядом с некоторыми позициями стоит лаконичный термин «постоянно».
За прошедшие годы о документе были высказаны весьма противоречивые мнения. Кто-то поговаривал, что никакого «Плана» и не было: якобы это только фальшивка, состряпанная апологетами русинства. Другие резонно отмечали, что украинские власти так официально и не опровергли просочившуюся в прессу информацию. Третьи утверждали, что, мол, благодаря усилиям отдельных близких к украинскому руководству русинов антирусинский документ утратил свою силу. Однако, как известно, факты – упрямая вещь. И именно на их основании можно утверждать, что «План» не только во всю действует, но, скорее всего, еще активно «размножается», являясь отправным пунктом для теоретиков и практиков этноцида.